s1

Водометы

Устройство, преобразующее внешнюю или генерируемую двигателем энергию в движение судна, называют судовым движителем. Так, парус «конвертирует» в скорость энергию ветра, а весло – силу человеческих мускулов. Выделенное при сгорании топлива тепло, преобразованное ДВС в механическую работу, приводит в действие гребной винт – наиболее распространенный на сегодняшний день судовой движитель. Кроме того, судно может набрать ход с помощью воздушного винта или водомета.

Водометы – судовые движители, в которых сила, приводящая судно в движение, создается выталкиваемой из него струей воды – тема этой статьи.

Принцип действия роднит судовой водометный двигатель с авиационным реактивным. Да, и при переводе на английский язык и в том, и в другом случае будет использовано слово jet. (Оно же присутствует в марках катеров, оснащенных водометными движителями). Но как бы ни напрашивалась красивая смысловая параллель: с помощью одних «джетов» воздушные суда, бороздят пятый океан, а других – корабли – просторы остальных четырех, она не совсем уместна. Все-таки, в первую очередь, водометные движители применяются не на океанских лайнерах, а на судах, ходящих по мелководью и засоренным фарватерам внутренних вод.

Подводный насос

А вот небольшое, почти лирическое, отступление окажется вполне кстати. Человек вовсе не одинок, используя заложенный в конструкцию водометного движителя принцип реактивного движения. Знакомы с ним и некоторые животные. Например, осьминоги. Большинству, они известны как потенциальные деликатесы, более любознательным – тем, что обладают не одним, а сразу тремя сердцами и совсем не имеют костей. Еще одна особенность осьминогов – они способны передвигаться, набирая в себя, а затем с силой выталкивая наружу воду. Пусть, и не достигая при этом по-настоящему «реактивных» скоростей.

Впрочем, едва ли этот дарованный им природой навык послужил прототипом для водометных двигателей. Они ведут свою родословную от насосов – гидравлических машин, преобразующих энергию приводного двигателя в энергию потока жидкости. Время и место их изобретения теряются в глубине веков. Хотя наверняка в качестве одного из вариантов приложения насосов рассматривалась возможность передвижения с их помощью судов. Доподлинно известно, что такие идеи озвучивались и двести, и триста, и четыреста лет назад. В какой степени они были реализованы, сегодня судить трудно.

Так, много изменивший в жизни цивилизации XIX век превратил эти теоретические наработки в реальность. А принявший от него эстафету интенсивного освоения достижений научно-технического прогресса век XX сделал водометные двигатели достаточно распространенными.

Водомет – это просто

Водомет состоит из насоса, водометной трубы (водовода), спрямляющего аппарата и реверсивно-рулевого устройства (РРУ).

При вращении импеллера возникает разрежение, и выполняющая функцию рабочего тела вода засасывается из водоема в водозаборник (приемную трубу). Получив ускорение, водяной поток с высокой скоростью выбрасывается через сопло, сечение которого меньше, чем диаметр водовода. Создаваемая таким образом, реактивная тяга, приводит судно в движение.

Непревзойденная маневренность

Принцип работы водометного движителя предопределяет чрезвычайно высокую маневренность водометного катера. Управление движением осуществляется посредством РРУ, регулирующим направление потока воды. Поворот потока в горизонтальной плоскости, приводит к повороту катера. Для экстренного торможения достаточно, не сбрасывая газ, включить реверс, – и тогда, проделав соизмеримый с длиной своего корпуса тормозной путь, катер остановится.

Водометные катера способны выполнять повороты практически на месте, почти мгновенно изменяя направление движения.

Наглядной иллюстрацией высокой маневренности судов с водометными двигателями являются снаряженные ими аквабайки (гидроциклы), на которых выполнять самые разнообразные трюки способны не только профессионалы. Настолько сложные и замысловатые, что даже проводимые на «водных мотоциклах» соревнования наряду с гонками и слаломом в качестве отдельной дисциплины включают фристайл – фигурное катание.

Особенности эксплуатации катеров с водометными движителями

Нельзя не отметить несколько отличное от судна, приводимого в движение гребным винтом, поведение катера с водометным движителем. Управляя им, любой маневр следует осуществлять при работающем двигателе, не сбрасывая газ до его завершения.

И еще. Если на малом и среднем ходу между частотой вращения двигателя и скоростью катера с обычным гребным винтом имеет место линейная зависимость, то у катера с водометным движителем при снижении числа оборотов, скорость будет падать гораздо быстрее.

«Водные вездеходы»

Еще один, пожалуй, даже более весомый, чем маневренность, аргумент в пользу использования водометных движителей, – высокая проходимость оснащенных ими судов.

Внешне кажущаяся абсолютно безопасной водная поверхность (отдельные выступающие из воды препятствия оставим за скобками) может таить множество опасностей, делающих использование подвесного мотора с гребным винтом проблематичным, а порой и невозможным.

Сегодня число перекатов – мелководных участков речных русел, неуклонно возрастает даже на больших реках. Есть еще мелкие, порожистые, засоренные лесосплавом речки, путешествие по которым грозит неожиданной встречей с топляком, а также заросшие травой участки озер и замусоренные водоемы вблизи больших городов. В этих условиях катера с водометами, способные преодолевать проблемные участки, с глубинами почти равными осадке корпуса, оказываются незаменимыми.

Безопасность для экипажа и окружающих

Еще одно преимущество водометов – безопасность. И не только самого катера и его экипажа при передвижении по изобилующим препятствиями мелководным руслам, но и для окружающих.

Работающий водометный двигатель безопасен в непосредственной близости от плавающего человека. При приближении к нему его можно не глушить. Именно этим объясняется применение водометных двигателей на уже упоминавшихся гидроциклах и катерах, предназначенных для буксировки воднолыжников.

Безопасность – качество очень важное и для спасательных катеров. Не случайно один из первых в мире заказов на изготовление катера с водометом, сделанный в 1888 году в Великобритании, был на спасательное судно.

Водометные катера «Сильвер»

В ассортименте компании «Сильвер», одного из ведущих российских производителей моторных катеров, среди множества других представлены модели с водометными движителями.

В их числе катер NorthSilver PRO 745 Jet, снаряженный экономичным дизельным двигателем Steyr 306 мощностью 295 л. с. (производитель: австрийская компания STEYR MOTORS GmbH) и водометной насадкой Scott Waterjet 852 (производитель: компания Scott Waterjet (Scott Design & Manufacture Ltd), Новая Зеландия). Катер NorthSilver PRO 560 Jet оснащен бензиновым двигателем GM Ecotec 2,2 supercharegered мощностью 252 л. с. (производитель: компания General Motors) и водометным движителем SCOTT Waterjet 752, с двумя импеллерами диаметром 190 мм.

Компания Scott Design & Manufacture Ltd – один из мировых лидеров в производстве водометных движителей, инженерам которой принадлежит немало «ноу-хау» в этом сегменте технологий. Корпусные детали водометных движителей Scott Waterjet изготавливаются из прочного и легкого литого алюминия высокого качества, а внутренние детали – из нержавеющей стали. Стандартный модельный ряд представлен одно- и двухступенчатыми моделями с диаметрами импеллеров от 190 до 240 мм, что позволяет подобрать оптимальный вариант практически к любым размерам корпуса и мощности двигателя катера.

Водометные катера компании «Сильвер» (это еще модели NorthSilver PRO 675 Jet и NorthSilver PRO 730 Jet), благодаря сочетанию уникальных качеств: высокой скорости, маневренности, проходимости, автономности плавания и безопасности востребованы не только охотниками и рыболовами, но и профессионалами спасательных служб.

С позиций, на которых закрепился в технологической конкуренции с гребным винтом водометный движитель, в ближайшем будущем сместить его едва ли получится. Энергетические установки с водометами не имеют альтернативы на судах, эксплуатируемых на мелководье и засоренных фарватерах. Именно в этих особенно трудных, а для других движителей – просто опасных условиях, достоинства водометов раскрываются особенно ярко.