s1

Тенты для катеров

Тенты, установленные на катерах и лодках, защищают экипаж и пассажиров от ветра и брызг во время движения и от непогоды на стоянке. Тенты помогают уберечь и сам катер. От механических повреждений и дорожной грязи при транспортировке. А во время хранения – от «солнечных ожогов», снега, дождя и даже бесцеремонных птиц.

Виды тентов для катеров

Тенты для катеров обычно разделяют на четыре группы: ходовые, стояночные, транспортировочные и тенты для зимнего хранения.

Ходовые тенты самые распространенные. Они не только помогают сделать плавание более комфортным и безопасным, но и позволяют проводить больше времени на воде в осенний период.

Ходовые тенты могут входить в перечень стандартного оборудования. Например, катера Shark DC 580 и Eagle DC 630 New, производимых компанией «Сильвер» (Санкт-Петербург). А для катера NorthSilver PRO 695 HT «стандартной» является съемная полурубка HT с легким тентом.

В других случаях тенты используются в качестве дополнительного оснащения (например, на катерах Fox DC 485, Dorado, Eagle Star Cabin 650 и других).

Транспортировочные тенты применяются при перевозке и недолгом хранении катеров. Они могут изготавливаться с вшитым чехлом для мотора. Также возможно использование двух чехлов: одного для лодки, другого – для двигателя.

Стояночные тенты предназначены для защиты уже самих катеров во время стоянки от влияния неблагоприятных природных, а в некоторых случаях и антропогенных (сажи и пыли, например) факторов.

Зимовка катера в средней полосе России под открытым небом может стать для него большим испытанием. Идеальный, но не всем доступный способ хранения катеров в зимний период, – отапливаемый эллинг. Если такового нет, можно воспользоваться тентом для зимнего хранения. Конструкция из опирающейся на каркас специальной ткани не только выдерживает давление больших масс снега, но и позволяет производить в зимний период необходимые работы по обслуживанию и ремонту катера.

Говоря о тентах, необходимо подчеркнуть – размер катера не является препятствием для его «упаковки». Разве можно сравнить самый большой катер и здание Рейхстага в Берлине? Но это не помешало американскому художнику болгарского происхождения Кристо (Christo) в прямом смысле слова завернуть архитектурный памятник в 100 тысяч квадратных метров серебристой ткани, опиравшейся на полипропиленовый каркас (чем не аналог тента для зимнего хранения катеров?!). Зрелище упакованного Рейхстага привело в восторг полмиллиона человек, собравшихся посмотреть на этот художественный акт 23 июня 1995 года.

Требования к тентам для катеров

Требования к тентам формируются в зависимости от области применения и специфики решаемых с их помощью задач.
Ходовые тенты должны быть легкими, прочными, «дышать» (чтобы нормально дышали укрываемые ими от непогоды люди), функциональными (легко собираться и разбираться; быстросъемные флажковые шарниры, например, позволяют обойтись без ключей и отверток при монтаже каркаса).

«Правильный» ходовой тент устанавливается на катер без складок, морщин и провисов. На скоростных катерах он не создает излишнего аэродинамического сопротивления, снижающего скорость и увеличивающего расход топлива. 

Транспортировочные тенты в максимальной степени учитывают геометрию катера и дополнительного оборудования, плотно облегают его, не создавая парусность. В них предусмотрены стропы для стягивания и пряжки для крепления тента к прицепу. Места, испытывающие высокие нагрузки, усиливаются тканью большей плотности и прошиваются двойным швом.

Транспортировочные тенты желательно выполнять из тканей светлых или нейтральных расцветок, чтобы исключить нагрев лучами солнца.

Стояночный тент должен сохранять геометрию и не допускать скапливания на своей поверхности дождевой и талой воды.

Первоочередное требование к тентам для зимнего хранения – прочность. Ведь им приходится оберегать катер во время долгого зимнего «сна» от множества неблагоприятных климатических факторов: порывов ветра, тяжести снега, перепадов температуры.

Материалы и комплектующие

Качество тента зависит от комплектующих, мастерства и ответственности производителя. Ведущие компании опираются на самые современные технологии и используют только проверенные материалы и фурнитуру.

Ткани для тентов должны одновременно обладать широким спектром различных качеств: быть прочными, легкими, занимать минимум места при хранении, легко чиститься.

Наряду с прочностью важна формоустойчивость – способность сохранять форму, не растягиваясь при намокании и не сжимаясь после высыхания.

Учитывая постоянное нахождение на открытом воздухе, ткань для тентов должна быть водонепроницаемой, т. е. сохранять способность не впитывать и не пропускать через себя воду при достаточно высоких показателях гидростатического давления. Водоотталкивающие свойства самого материала усиливаются пропитками и покрытиями (например, тефлоновым покрытием и фторкарбонатной пропиткой).

Еще одно важное качество – цветостойкость. Причем, к различным факторам: УФ-излучению, погодным условиям, влажному и сухому трению. Высокую цветостойкость тента на протяжении всего срока эксплуатации гарантирует окрашивание в растворе на всю глубину нитей.

Ткани для тентов не боятся масел; будучи износостойкими, выдерживают натиск абразивных пыли и грязи. При этом сами не обладают абразивными свойствами, и не могут повредить внешнему виду катера.

При изготовлении тентов важная роль принадлежит надежному и функциональному крепежу, обеспечивающему их надежную фиксацию и быстрое трансформирование. Все используемые для его изготовления материалы имеют привлекательный внешний вид и стойко выдерживают воздействие внешней среды.

Важнейший элемент ходового тента – стекло. Наличие широких смотровых окон облегчает экипажу управление катером, а его пассажирам позволяет любоваться проплывающими мимо пейзажами.

Вшивные стекла должны быть устойчивы к царапинам, солнечному излучению, длительное время сохранять прозрачность, обладать высокой технологичностью.

Интересно, что в русский язык из французского слово «тент» пришло в качестве морского термина. В издававшемся в 1890-1907 гг. в Санкт-Петербурге Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона оно «расшифровывалось» как: «Полотно, либо парусина над палубою судна для защиты от солнца или дождя. Смотря по месту, над которым растягивается, Т. бывает: баковый (на носу судна), шканечный (на середине), ютовый (на корме). Т. ставятся также и на шлюпках, преимущественно для защиты от солнца».

Ему вторит «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» под ред. А. Н. Чудинова (СПб., 1910), согласно которому, тент это: «Толстая парусина, растягиваемая в виде шатра над верхнею палубою корабля для предохранения от жара».

Сегодня область применения тентов значительно расширилась. Они устанавливаются на автотранспорте, используются в строительстве, применяются в качестве навесов, шатров и т. д. И, тем не менее, флотская специализация продолжает оставаться для них одной из важнейших.