s1

Стеклопластиковые катера

Судостроение относится к числу направлений человеческой деятельности, которые в силу сложности и многообразия решаемых задач, с одной стороны сами находятся в авангарде научно-технического прогресса, а с другой – делая востребованными практикой достижения в различных областях науки, стимулируют его развитие.

В современном судне (неважно, каких оно размеров) сконцентрированы достижения многих отраслей знаний. В том числе и химии, вклад которой в прогресс цивилизации переоценить невозможно. В числе его главных «взносов» – полимерные материалы, среди которых особое место принадлежит стеклопластикам. Объем их применения в судостроительной отрасли постоянно увеличивается. В качестве конструкционного материала они особенно широко используются при изготовлении корпусов маломерных судов: катеров, лодок, гидроциклов.

Стеклопластики – один из видов армированных конструкционных пластмасс. Армированных, поскольку помимо синтетической смолы содержат твердый наполнитель из стекловолокнистого материала. Он служит для формирования каркаса, которому отводится роль, аналогичная той, которую выполняет в железобетоне стальная арматура. Благодаря армированию, стеклопластик приобретает гораздо более высокие, чем у входящей в его состав смолы (связующего), механические свойства. Свойства, которые в первую очередь зависят от механических характеристик наполнителя и его взаимодействия со связующим, и только во вторую – от связующего.

В судостроении применяются главным образом стеклопластики на основе ненасыщенных полиэфирных, и в меньшем объеме – эпоксидных смол. Полиэфирные смолы дешевле, но прочность стеклопластиков на их основе ниже. Среди стеклоармирующих материалов наиболее распространены стеклоткань, стеклохолсты и подобные им изделия, основой которых является бесщелочное стекло.

Стеклопластики в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к материалам, используемым при изготовлении корпусов катеров. В целом ряде случаев способные полноценно заменить сплавы черных и цветных металлов и дерево, они заметно потеснили традиционные для судостроения материалы.

Стеклопластики обладают сравнительно высокой механической прочностью. Толщина корпуса катера из стеклопластика составляет: 3,5-5 мм (борта) и 4-6 мм (днище). А у гребной лодки она и того меньше –2,5-3 мм.

Еще одно достоинство стеклопластиков – небольшой удельный вес (снижение веса, как известно, позволяет повысить полезную нагрузку судна и снизить расход топлива). Как правило, он не превышает 2,0 г/см3. Это в несколько раз ниже, чем аналогичный показатель стали (7,8-8,4) г/см3, и, пусть не в такой степени, но ниже, чем у алюминия (2,8 г/см3).

Для производителей важным достоинством стеклопластиков является свойственная им технологичность, а для владельцев катеров из стеклопластика – высокая ремонтопригодность и простота эксплуатации принадлежащих им плавсредств. Стеклопластик хорошо поддается механической обработке. При изготовлении корпусных и иных конструкций судов через 10-15 дней после формования его можно фрезеровать, шлифовать, сверлить и разворачивать отверстия в нем, нарезать резьбу и т. д.

Незначительные повреждения стеклопластикового корпуса легко устранить приклеиванием изнутри с помощью смолы фрагмента стеклоткани или стекломата. Такая «заплата» не приводит к снижению прочности конструкции.
Ремонтопригодность корпуса во многом определяет простоту эксплуатации катера. Как и высокая коррозионная стойкость стеклопластика, благодаря которой владельцам стеклопластиковых катеров не приходится тратить время и силы на проведение ставшего привычным за долгое время доминирования металлических и деревянных маломерных судов комплекса специальных мероприятий по периодическому возобновлению антикоррозийной защиты. Не боящийся влаги и не подверженный гниению стеклопластик уверенно противостоит воздействию агрессивных сред (солям, кислотам, щелочам). Кстати, высокая устойчивость к химическим реагентам позволяет использовать стеклопластик для изготовления оборудования химических производств.

Стеклопластики – хорошие электроизоляционные материалы; будучи диэлектриками, они не подвергаются электрохимической коррозии. Изделия из стеклопластика могут использоваться в широком диапазоне температур (по меньшей мере от минус 60 до плюс 80 OC, что для судостроения вполне достаточно). И без того высокую стойкость стеклопластиков к воздействию солнечной радиации можно усилить нанесением поверхностного защитно-декоративного слоя.

Введение небольших добавок хлористых соединений и окислов металлов способствует увеличению пожаростойкости стеклопластиков – уменьшается горючесть, обеспечивается самозатухаемость. Стеклопластики имеют низкую теплопроводность и поэтому могут с успехом применяться в качестве теплоизоляционных материалов, в т. ч. и в судостроении. Безусловным достоинством стеклопластикового корпуса является привлекательный внешний вид катера. Стеклопластики окрашиваются в массе в любой цвет, и способны сохранять яркость красок длительное время.

Для судостроителей использование стеклопластиков означает возможность изготавливать катера легкие, комфортные, простые и удобные в управлении и эксплуатации, внешне привлекательные. А для покупателей – делает эти и другие их достоинства более доступными.

Становящаяся с каждым годом все многочисленнее флотилия стеклопластиковых катеров позволяет все большему количеству россиян с пользой и комфортом проводить свой досуг на воде.