От размеров судна (или, правильнее говоря, размерений) – длины, ширины, осадки и высоты борта – в значительной степени зависят его мореходные и эксплуатационные качества.
Оптимальные размерения строящихся катеров устанавливаются с учетом широкого спектра различных показателей:
Хотя основной областью применения термина «размерения» является судостроение, его используют специалисты других отраслей. Например, в автомобилестроении применительно к размерам кузовов автомобилей, а в строительстве – к металлическим и деревянным каркасам.
В существительном «размерение» акцентировано звучит активное начало. Размерение – не просто констатация определенной величины, а результат предварительного расчета, запланированного целенаправленного действия.
Согласно ГОСТ 1062-80 «Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения», термином «главные размерения судна» обозначается совокупность конструктивных, расчетных, наибольших и габаритных линейных размеров судна.
Для судов (в т. ч. катеров) неводоизмещающего типа (глиссирующих, на подводных крыльях, на воздушной подушке, экранопланов) – определения главных размерений относят к плаванию в водоизмещающем режиме. Определения главных размерений для многокорпусных судов (исключая габаритные) относятся к каждому корпусу в отдельности.
Размерения (размеры катеров) имеют и вполне прикладное значение. Так, в Разъяснении управления ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам) МЧС России в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.04.2012 № 36-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» указывается: «В качестве длины судна для целей государственной регистрации согласно Закону применять определение «наибольшая длина судна» данное в ГОСТ 1062-80 «Размерения надводных кораблей и судов главные термины, определения и буквенные обозначения»».
Для судна с подвесным мотором еще одним важным размером является высота транца. Если он слишком высокий для используемого мотора, то работающий близко к водной поверхности винт будет захватывать воздух. В противном случае, нижняя часть двигателя будет создавать дополнительное сопротивление потоку воды.
Если главные размерения – длина (L), ширина (В), высота борта (Н) и осадка (Т) – определяют только размеры катера, то их соотношения L/B, В/Т, H/T, L/H, L/T и B/H отражают непосредственное влияние его геометрических параметров на мореходные качества и прочностные характеристики.
Отношение длины к ширине по ватерлинии (L/B) характеризует ходкость (способность катера развивать заданную скорость при определенной затрате мощности главного судового двигателя). Чем большее численное значение имеет отношение L/B, тем быстроходнее судно водоизмещающего типа. Чем L/B меньше, тем оно (при одинаковой длине) остойчивее.
Неудивительно, что гоночные катера имеют вытянутую сигарообразную форму. И не только гоночные. Во времена быстроходных клиперов к их ширине относились очень «экономно». Так, у одного из самых быстрых кораблей своего времени Cutty Sark (построен в 1869 г.), использовавшегося для перевозки на Британские острова чая из Китая и шерсти из Австралии, длина превышала ширину более, чем в 6 раз.
От отношения L/B зависит управляемость катером. Его увеличение означает улучшение устойчивости на курсе при снижении поворотливости. Короткий корпус позволяет выиграть в весе, но управлять таким катером станет труднее.
Отношение ширины по конструктивной ватерлинии к осадке (В/Т) характеризует ходкость и остойчивость катера. Чем В/Т больше, тем он остойчивее. С уменьшением этого отношения увеличивается устойчивость на курсе, однако снижается способность сохранять скорость на волнении. Узкий катер с большой осадкой имеет меньшую остойчивость, чем широкий с малой.
Отношение полной высоты борта к осадке (Н/Т) характеризует запас плавучести катера и влияет на его остойчивость, непотопляемость и вместимость. Чем оно больше, тем большую нагрузку способен принять катер без опасности заливания волной.
С увеличением отношения H/T растет парусность, от которой существенно зависит кренящий момент, возникающий при действии на катер штормовых волн и порывов ветра.
Отношение наибольшей длины к высоте борта (L/H) характеризует прочность и жесткость корпуса (они повышаются с уменьшением этого отношения), а значит, способность катера переносить нагрузки от волнения. Чем меньше отношение длины к осадке (L/T), тем катер маневреннее.
О современных тенденциях в установлении размерений катеров (размеров катеров) можно судить на примере моделей, производимых компанией «Сильвер» из Санкт-Петербурга.
Самый короткий катер имеет длину 4,5 м, самый длинный катер – более 10 м. Причем более ¾ от общего числа моделей попадает в диапазон 5-8 м, а почти половина в еще более узкий – 6-7 м.
Ширина катеров Silver находится в пределах 181-278 см.
У большинства моделей отношение длины к ширине (L/B) находится в промежутке от 2,4 до 3 и только у нескольких катеров превышает 3 (NorthSilver PRO 920 – 3,7 NorthSilver 730 Star Cabin ST – 3,12).
Отношение ширины к осадке (В/Т) составляет от 5,5 до 8, высоты борта к осадке (H/T) – от 1,8 до 2,40, наибольшей длины к высоте борта (Lнб/Н) – от 7 до 11.
Значение размеров катера не исчерпывается конструкторской документацией. Во многом определяя его безопасность, надежность и функциональные свойства (например, удобство размещения грузов и пассажиров), размерения учитываются не только при проектировании и изготовлении, но и в процессе эксплуатации катеров: при выборе района плавания (особенно в таких «проблемных» местах как шлюзы, каналы, пороги) и пунктов швартовки, организации транспортирования судна к месту хранения и т. д.
Длина судна по конструктивной ватерлинии (Lквл) – расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна.
Длина судна по расчетной ватерлинии (Lвл) – расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей расчетной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна.
Наибольшая длина судна (Lнб) – расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна в носовой и кормовой оконечностях.
Габаритная длина судна (Lгб) – расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей.
Ширина судна по конструктивной ватерлинии (Вквл) – наибольшая ширина конструктивной ватерлинии судна.
Ширина судна по расчетной ватерлинии (Ввл) – наибольшая ширина расчетной ватерлинии судна.
Наибольшая ширина судна (Внб) – наибольшее расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна.
Габаритная ширина судна (Вгб) – наибольшее расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между крайними точками корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей.
Теоретическая поверхность корпуса судна – поверхность судна, проходящая по наружным кромкам днищевого, бортового и палубного набора основного корпуса, надстроек, фальшборта и козырька.
Высота борта судна (Hвп) - вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы судна. Под бортовой линией понимается линия пересечения поверхности борта (без учета обшивки) и верхней палубы (без учета толщины настила).
Высота надводного борта (F) - разность между высотой борта и осадкой: F = H-Т.
Осадка судна по конструктивную ватерлинию (Тквл) – вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости конструктивной ватерлинии судна.
Осадка судна по расчетную ватерлинию (Твл) – вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости расчетной ватерлинии судна.
Заявка на изготовление катера