Такие разные катера
Этим термином приводится к единому знаменателю огромное разнообразие небольших судов самых различных конструкций и назначения. Объединяющего их определения «небольшие» порой недостаточно, чтобы по объективным критериям (размерениям или водоизмещению) однозначно отделить катера от смежных классов судов. Так, например, в большинстве национальных классификаций кораблей не существует четкой границы между катерами и корветами (в российском ВМФ – сторожевыми кораблями).
Такая «неопределенность», впрочем, никогда не мешала активно использовать их в качестве боевых кораблей. Сначала это были минные суда, затем торпедные и, наконец, существенно потеснившие их, но не заменившие полностью – ракетные. Паровые катера участвовали в боевых действиях еще во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Но особенно выросло значение боевых катеров к середине прошлого XX столетия, когда ВМФ США насчитывал более 500, СССР – почти 300, а Германии – свыше 100 торпедных катеров. Боевым кораблям малого водоизмещения и сегодня отводится важное место в военной доктрине многих государств.
Но сегодня эти корабли – неотъемлемая составляющая не только военно-морских сил, но и торгового, научного, пассажирского и рыболовецкого флотов. На морях и внутренних водах широкое применение нашли гидрографические, водолазные, санитарные, спасательные, буксирные, пожарные и многие другие. Они перевозят людей и небольшие партии грузов; буксируют малые несамоходные суда; участвуют в рыбном промысле, научных исследованиях, борьбе с загрязнением водной среды и поисково-спасательных операциях; привлекаются для выполнения охранных и патрульных функций, трудятся в портах и т. д.
Катера с каютой в продаже
И, конечно же, во все большей степени используются в водно-моторном спорте, туризме, любительской рыбной ловле и иных формах отдыха на воде. Купить катер – мечта, ставшая реальностью для многих.
Огромное разнообразие позволяет проводить классификацию по множеству признаков. Например, по режиму движения: с режимом плавания (т. н. «водоизмещающие»), глиссеры (очень быстрые катера; глиссирование – движение по воде, при котором тело удерживается на поверхности за счет ее скоростного напора), модели на подводных крыльях и на воздушной подушке.
Различаются они и по движителю: с гребным винтом, с воздушным винтом, с водометным движителем.
В зависимости от материала, из которого изготовлен корпус, судно может быть деревянным, металлическим (алюминиевым или стальным), пластмассовым и даже железобетонным. Из какого материала стоит купить небольшой катер, следует решать в зависимости от ваших требований к судну.
Конечно, железобетонные (или армоцементные) катера в известном смысле экзотика. Но с очень давней историей. Теперь уже мало кто помнит, что изобретенный в XIX веке железобетон сначала применяли в судостроении, а только потом в строительстве.
Не только лодки, но и небольшие моторные катера еще продолжают изготавливать из дерева. Для обшивки палуб и надстроек применяется фанера.
Можно встретить небольшие катера со стальным корпусом. Но из-за значительной объемной массы этого материала (стальные корпуса тяжелее аналогичных по размерам деревянных, пластмассовых и алюминиевых) его использование оправдано при сравнительно больших размерениях судов.
Широкое распространение получили алюминиевые катера. Для изготовления этих небольших катеров используется дюралюминий (сплав алюминия с медью, магнием и марганцем) или легкие алюминиево-магниевые сплавы АМг. Последние обладают более высокой, чем у дюралюминия, коррозионной стойкостью, что особенно важно при эксплуатации в морской воде. Кроме того, применение алюминия обеспечивает высокую прочность корпуса даже небольшого катера с каютой (а значит, гарантирует безопасность), что требуется не только на море.
Для изготовления пластмассовых корпусов используются стеклопластики. Судостроительная отрасль является одним из крупнейших потребителей синтетических полимерных материалов вообще, и стеклопластиков, в частности. Это объясняется широким перечнем преимуществ этих материалов: достаточно высокой прочностью и долговечностью, низкой теплопроводностью, диэлектрическими свойствами, стойкостью к ультрафиолетовым лучам. Стеклопластики не подвержены коррозии и гниению, а также характеризуются широким диапазоном рабочих температур. Их использование позволяет снизить вес и увеличить грузоподъемность небольшого катера с каютой. Поэтому стеклопластиковые небольшие катера также получили широкое распространение.
При изготовлении корпусов целого ряда моделей катеров Silver используются сразу два материала – алюминиево-магниевый сплав толщиной 4 мм, (выполненный из него методом сварки корпус получается прочным, надежным, не боящимся ударов и коррозии) и стеклопластик (сделанные из него водонепроницаемые внутренние элементы обеспечивают комфортабельность и практичность). Продажа катеров такого типа считается новейшим стандартом судопроизводства.
Эволюционный путь, пройденный катерами, ничем не отличается от эволюции больших судов. Многие столетия они приводились в движение мускульной силой человека и энергией ветра. На границе XVIII и XIX веков благодаря таланту и энергии североамериканских изобретателей Роберта Фултона, Джона Стивенса, Джона Фитча появились первые паровые катера, использовавшие в качестве движителя гребные колеса или механические весла. Затем на смену им пришел винт. Примерно в одно время в разных странах на катер установили двигатель внутреннего сгорания (Necker в Германии, 1886 г.; Le Volapuck во Франции, 1888 г.; «Кри-Кри» в России, 1900 г.).
Это резко повысило конкурентоспособность катеров в избалованном научно-техническими достижениями XX столетии и позволило вопреки (а, в целом ряде случаев, благодаря) небольшим размерам и водоизмещению сохранить очень большое значение.
Купить небольшой катер современного образца вы можете в компании «Сильвер». У нас представлены новые катера разных размеров, которые отличаются широкой функциональностью и доступной ценой.
Заявка на изготовление катера